Коммуналка – это многонаселенная квартира, где приходится уживаться вместе сразу нескольким семьям. Иногда комнаты предоставляются во временное пользование квартирантов. В любом случае, в коммуналках собирается разношерстный контингент. Каждый со своими привычками, порядками и укладом жизни.
Время коммунальных квартир постепенно сходит на нет, однако до сих пор в Питере и Москве полмиллиона семей (это полтора миллиона человек) вкушают радости коммунальной жизни. Жильцы таких квартир часто вступают в конфликты. Поводом могут случить как бытовые, так и имущественные вопросы. Зачастую, даже никчемный повод на долгое время выстраивает стену между соседями. И ремонт — один из таких поводов.
Периодически, любую квартиру нужно ремонтировать и коммуналка — не исключение. Ремонт коммунальных квартир требует решения вопросов по общим частям жилья, которыми пользуются все обитатели квартиры. Во все времена это были санузел, кухня, коридор и прихожая. Вопросы между соседями возникают разные и после долгих переговоров на общей кухне, станут возможны только три варианта развития событий.
Вариант 1. Положительный.
В идеале, когда людям удается полюбовно решить непростые вопросы предстоящих переделок и договориться о цене и качестве. Тут даже между мужем и женой иногда ситуация до скандала доходит, что уж говорить об абсолютно чужих людях. Хорошо, когда соседи сообща решают, что нужно подкрасить, подклеить, а что совсем заменить (как старые трубы или проводку например). В этом случае сумму затрат можно делить:
поровну (по количеству проживаемых),
по занимаемой площади (к этому решению склоняются, если в семье есть груднички или инвалиды, которые не хлопают дверью и вообще никаким образом не влияют на состояние помещения)
Вот, собственно, и все, что касается первого варианта. Когда действия согласованы, все происходит быстро и без лишних нервных потрясений для каждой из сторон. Однако не всегда вариант развития событий заканчивается красивым ремонтом и сплочением коллектива.
Вариант 2. Нежелательный.
К сожалению, иногда попадаются такие недобросовестные соседи, которые не хотят брать на себя затраты по ремонту. Тогда приходится прибегнуть к нормам закона и действовать следующим образом:
Обратиться в ЖЭК с просьбой прислать сотрудника для оформления акта технического состояния квартиры.
Работник составит акт, где будет перечислены конкретные объекты ремонта (стена, потолок, сантехника и др.) и калькуляция предстоящих затрат, к тому же будет указано, что этот ремонт не прихоть соседей, а реальная необходимость. Составленный документ станет законным основанием предстоящих переделок в квартире.
Если даже этот акт не убедит соседей поучаствовать в ремонте, можно взять все расходы на себя, после чего взыскать потраченную сумму в судебном порядке. С такой бумагой на руках это не составит большого труда. Сохраненные вами чеки также станут весомым аргументом в деле о взыскании средств с нерадивых соседей.
Обращение в ЖЭК в этом случае очень важно. Составленный ими акт станет свидетельством того, что ремонт действительно необходим. Никаких проблем с составлением документа не возникнет, если:
Случились непредвиденные случаи: ураганом повредились окна, произошло затопление или лопнула труба и т.д.
В результате естественного износа обшарпался пол, потрескались стены, облупилась краска.
Со временем вышли из строя кран, унитаз или проржавели трубы.
Любой из этих пунктов ведет к разрушению помещения или всего здания.
После того, как все ремонтные работы закончены, нелишним будет еще раз подойти к соседям с предложением раскинуть все затраты «по-братски». Возможно, при виде новых обоев и качественно переделанного санузла, холодное сердце дрогнет, а вежливое обращение растопит лед в отношениях. Тогда считайте – проблема решена. Если нет – готовьтесь к судебной тяжбе.
Вариант 3. Крайняя мера.
Ремонт коммунальных квартир – дело не простое. И если все-таки ваш ремонт стал развиваться по худшему сценарию и обстоятельства вынуждают вас обратиться в суд, к этому следует подготовиться.
Во-первых, в законодательстве Российской Федерации есть соответствующие «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». Их установил Госстрой России. Ознакомившись с ними, можно узнать, что периодичность текущего ремонта составляет от 3 до 5 лет (естественно, учитывая местные условия и физический износ)
Во-вторых, не нужно забывать, что в ваших руках явный козырь – документ, составленный жилищно-эксплуатационной службой. Именно к нему и нужно апеллировать.
В-третьих, у вас есть смета работ (калькуляция). На ее основании с ответчика и будут взыскиваться деньги. Сюда же прилагаются чеки и всевозможные расписки, подтверждающие расход денежных средств на закупку материалов.
Если вы сделали ремонт по необходимости, а не из обычного стремления к повышенному комфорту, можете быть уверены в решении разрешении спора в вашу пользу. Если же вы установили позолоченный унитаз и повесили хрустальную люстру – такое дело не прокатит.
В судебной практике недобросовестным соседям все-таки приходится раскошеливаться и вносить свою долю на общее дело. Правда, после вынесения решения эта работа ложится на плечи судебных приставов…И тут начинается уже совсем другая история… Ясно одно — в коммуналке лучше жить дружно!