Под определение «социальная инфраструктура» подпадают предприятия, учреждения и организации, а также целые отрасли, при помощи которых население в наибольшей степени получает возможность реализовать свои жизненные потребности, обеспечить эффективное функционирование и развитие общества. При этом в зависимости от того, носят ли такие потребности характер природных (поддержание жизненных сил, безопасность, здоровье и так далее), либо же человек испытывает необходимость в удовлетворении своих эстетических, культурных или духовных запросах, можно выделить такие разновидности социальной инфраструктуры, как бытовая и социально-культурная.
К объектам социальной инфраструктуры при этом относят:
- жилые дома и квартиры, а также сферу жилищного строительства;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- систему лечебных и лечебно-профилактических учреждений;
- учреждения розничной торговли и общепита;
- сферу бытового обслуживания населения;
- учреждения образования и культуры;
- спортивные и развлекательные объекты;
- организации, оказывающие населению услуги финансового и юридического характера;
- сфера общественного транспорта и массовых коммуникаций и так далее.
Процесс развития социальной инфраструктуры неразрывно связан с экономическим ростом и повышением благосостояния населения. В наибольшей степени такая связь нашла свое отражение, начиная со второй половины двадцатого века, когда научно-техническая революция и бурное развитие новых технологий:
- во-первых, новые производства выявили необходимость в большом числе мотивированных высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в самых различных сферах;
- во-вторых, из-за существенного сокращения количества рабочих мест в отраслях, связанных с производством продукции, значительная часть социально активного населения начала формировать новую отрасль экономики – сферу услуг;
- в-третьих, технические новинки, созданные промышленностью, привели к переходу материально-технической базы социальной инфраструктуры на качественно новый уровень, что, в свою очередь, способствовало повышению качества оказываемых услуг и расширению круга возможностей для реализации населением своих потребностей.
Факторы развития социальной инфраструктуры
Развитие социальной инфраструктуры зависит от рада факторов, как общего, так и специфического характера. К первым, прежде всего, следует причислить финансирование, которое может иметь вид внешних вливаний (в форме утвержденного бюджета либо дотаций), а также самофинансирования – распределения части дохода, получено от оказания услуг, на расширение сферы услуг и повышение их качества.
Что же касается специфических факторов, они представляют собой обстоятельства личностного, корпоративного или регионального характера, в соответствии с которыми формируется спрос на те, или иные услуги. К таким факторам можно отнести: менталитет населения определенного региона; религиозные убеждения и политические взгляды; традиции и воспитание; личные пристрастия и предпочтения; уровень дохода населения региона и личного дохода; политика руководства компании и так далее.
Основные направления и пути развития социальной инфраструктуры
Развитие социальной инфраструктуры непосредственно связано с уровнем жизни населения, определением круга потребностей, которые население в целом, а также определенные группы и отдельные граждане считали бы первоочередными. В условиях современной российской действительности такими первоочередными потребностями являются:
- доступное жилье, в том числе – улучшение жилищных условий для семей, проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях;
- доступное и качественное медицинское обслуживание;
- обеспечение достойного уровня жизни для социально незащищенных категорий населения (пенсионеры, одинокие матери, инвалиды, дети, лишенные родительской опеки);
- повышение качества образования в общеобразовательных и высших учебных заведениях;
- решение проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, высокой смертностью, наркоманией (в особенности – среди молодежи);
- повышение качества товаров и услуг и так далее.
В свою очередь, развитие социальной инфраструктуры может идти тремя путями – экстенсивным, интенсивным и инновационным. Экстенсивный путь предполагает расширения спектра услуг, предоставляемых населению при сохранении их качества на прежнем уровне. При интенсивном пути развития повышается качество предоставляемых населению услуг.
Инновационный путь предусматривает качественный скачок в уровне технологий, при помощи которых населению предоставляются те или иные услуги; внедренные инновации, в свою очередь, отразятся и на качестве услуг.