Развитие социальной инфраструктуры

Под определение «социальная инфраструктура» подпадают предприятия, учреждения и организации, а также целые отрасли, при помощи которых население в наибольшей степени получает возможность реализовать свои жизненные потребности, обеспечить эффективное функционирование и развитие общества. При этом в зависимости от того, носят ли такие потребности характер природных (поддержание жизненных сил, безопасность, здоровье и так далее), либо же человек испытывает необходимость в удовлетворении своих эстетических, культурных или духовных запросах, можно выделить такие разновидности социальной инфраструктуры, как бытовая и социально-культурная.

К объектам социальной инфраструктуры при этом относят:

  • жилые дома и квартиры, а также сферу жилищного строительства;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • систему лечебных и лечебно-профилактических учреждений;
  • учреждения розничной торговли и общепита;
  • сферу бытового обслуживания населения;
  • учреждения образования и культуры;
  • спортивные и развлекательные объекты;
  • организации, оказывающие населению услуги финансового и юридического характера;
  • сфера общественного транспорта и массовых коммуникаций и так далее.

Процесс развития социальной инфраструктуры неразрывно связан с экономическим ростом и повышением благосостояния населения. В наибольшей степени такая связь нашла свое отражение, начиная со второй половины двадцатого века, когда научно-техническая революция и бурное развитие новых технологий:

  • во-первых, новые производства выявили необходимость в большом числе мотивированных высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в самых различных сферах;
  • во-вторых, из-за существенного сокращения количества рабочих мест в отраслях, связанных с производством продукции, значительная часть социально активного населения начала формировать новую отрасль экономики – сферу услуг;
  • в-третьих, технические новинки, созданные промышленностью, привели к переходу материально-технической базы социальной инфраструктуры на качественно новый уровень, что, в свою очередь, способствовало повышению качества оказываемых услуг и расширению круга возможностей для реализации населением своих потребностей.

Факторы развития социальной инфраструктуры

Развитие социальной инфраструктуры зависит от рада факторов, как общего, так и специфического характера. К первым, прежде всего, следует причислить финансирование, которое может иметь вид внешних вливаний (в форме утвержденного бюджета либо дотаций), а также самофинансирования – распределения части дохода, получено от оказания услуг, на расширение сферы услуг и повышение их качества.

Что же касается специфических факторов, они представляют собой обстоятельства личностного, корпоративного или регионального характера, в соответствии с которыми формируется спрос на те, или иные услуги. К таким факторам можно отнести: менталитет населения определенного региона; религиозные убеждения и политические взгляды; традиции и воспитание; личные пристрастия и предпочтения; уровень дохода населения региона и личного дохода; политика руководства компании и так далее.
Основные направления и пути развития социальной инфраструктуры

Развитие социальной инфраструктуры непосредственно связано с уровнем жизни населения, определением круга потребностей, которые население в целом, а также определенные группы и отдельные граждане считали бы первоочередными. В условиях современной российской действительности такими первоочередными потребностями являются:

  • доступное жилье, в том числе – улучшение жилищных условий для семей, проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях;
  • доступное и качественное медицинское обслуживание;
  • обеспечение достойного уровня жизни для социально незащищенных категорий населения (пенсионеры, одинокие матери, инвалиды, дети, лишенные родительской опеки);
  • повышение качества образования в общеобразовательных и высших учебных заведениях;
  • решение проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, высокой смертностью, наркоманией (в особенности – среди молодежи);
  • повышение качества товаров и услуг и так далее.

В свою очередь, развитие социальной инфраструктуры может идти тремя путями – экстенсивным, интенсивным и инновационным. Экстенсивный путь предполагает расширения спектра услуг, предоставляемых населению при сохранении их качества на прежнем уровне. При интенсивном пути развития повышается качество предоставляемых населению услуг.

Инновационный путь предусматривает качественный скачок в уровне технологий, при помощи которых населению предоставляются те или иные услуги; внедренные инновации, в свою очередь, отразятся и на качестве услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *