Оформить продажу дома

Право собственности на недвижимость, согласно закону, возникает в момент регистрации в Федеральной регистрационной службе. Поэтому, прежде чем продать дом, надо убедиться, что он зарегистрирован.

Если дом не зарегистрирован.

Исправляем ситуацию. В местный (по месту нахождения строения) орган федеральной регистрационной службы вы подаете следующий пакет документов:

  • квитанция об оплате госпошлины – оригинал и копия;
  • заявление, которое вы заполните в присутствии специалиста отдела приема документации;
  • удостоверение личности. Для представителей собственника – нотариально заверенная доверенность;
  • технический паспорт дома;
  • документ на право владения или использования земельного участка под домом;
  • кадастровый паспорт на участок (декларация) и на строение;
  • заверенная копия постановления о присвоении адреса;
  • акт о вводе объекта в эксплуатацию.

Ждете 30 дней момента регистрации. Теперь вы можете распорядиться домом по своему усмотрению, в том числе и продать.

Продажа с помощью нотариуса.

Оформить продажу дома и участка можно по договору купли-продажи, заверенному нотариусом. В этом случае нотариус проверяет все документы на строения и землю в специальных реестрах, что уменьшает риски как для покупателя, так и для продавца. Также покупатель и продавец должны заранее установить, кто из них оплачивает услуги нотариуса.

Для продажи участка земли продавец вручает нотариусу:

  • правоустанавливающие документы на дом – свидетельство о госрегистрации права собственности на дом, акт приемной комиссии о сдаче в эксплуатацию законченного объекта, договор купли-продажи, обмена, свидетельство о праве на наследство и т.п.;
  • аналогичные документы на право владения участком – именно владения, а не пользования или пожизненного владения – свидетельство о госрегистрации права собственности, договор купли-продажи и т.п.
  • техпаспорт домовладения (не забывайте, вы продаете комплекс, в который входят и надворные постройки). Его выдает БТИ;
  • техпаспорт строения с поэтажным планом ( на каждый объект на участке);
  • выписка из домовой книги о зарегистрированных на жилплощади лицах;
  • кадастровый план земельного участка, который выдает районный отдел управления Роснедвижимости. В нем содержится план участка, информация о нем и о владельце;
  • паспорт;
  • нотариально заверенное разрешение на продажу от всех владельцев (супруга, если вы состоите в браке);
  • свидетельство о заключении брака, или свидетельство о расторжении брака, или свидетельство о смерти супруга – в зависимости от того, что для вас актуально;
  • разрешение органов опеки – в случае, если совладельцем является несовершеннолетний.

Нотариус оформляет договор купли-продажи, стороны его подписывают. Отдельно составляется передаточный акт, который также подписывают обе стороны. После этого покупатель может подавать документы на регистрацию недвижимости в Росреестр.

Продажа без нотариуса.

Сделка купли-продажи недвижимости вполне законна и без участия нотариуса, в простой письменной форме.

В текст договора должны входить:

  • название и номер договора;
  • дата и место заключения договора;
  • паспортные данные участвующих лиц;
  • полное наименование сторон или людей, действующих от их имени, с указанием их роли в сделке;
  • предмет договора – адрес, метраж, этажность и др. характеристики недвижимости;
  • форма приобретения – целиком или долями;
  • список лиц, проживающих в доме (или их отсутствие);
  • список представленных продавцом документов на владение домом и землей;
  • сроки освобождения помещения продавцом для передачи покупателю;
  • дата и срок заключения;
  • цена;
  • порядок, размер и условия расчета;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • реквизиты сторон.

Стороны подписывают договор в 3 экземплярах и передаточный акт. После этого покупатель может регистрировать свое приобретение в Росреестре.

Часто продавцы указывают в договоре не реальную, а инвентаризационную стоимость недвижимости, которая обычно в разы меньше реальной цены, чтобы сэкономить на налогах. Недобросовестный покупатель может воспользоваться этим и заплатить оговоренную в документе сумму, а не реальную стоимость. Чтобы получить остальные деньги, придется обращаться в суд, но это, скорее всего, не поможет.

Юристы активно не рекомендуют заниматься составлением договора и заключением сделки самостоятельно, без привлечения профессионалов. Истории известны случаи, когда человек сам себе вырезал воспаленный аппендикс, но вряд ли это по плечу каждому. Проверка юридической чистоты сделки трудоемка, требует специальных навыков и доступа к реестрам.

Обратите внимание:

  1. Срок действия техпаспорта БТИ – 5 лет, а выписки из земельного кадастра – 1 год. Перед началом процесса продажи стоит убедиться, что эти документы не нуждаются в обновлении.
  2. Также перед продажей нужно собрать все договора на подключение коммуникаций, справки об отсутствии задолженностей.
  3. Сверьте все документы между собой – все имена, даты, суммы, и пр. должны совпадать друг с другом и с реальным положением дел.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: