Народный гараж

Постоянно растущее количество автомобилей на дорогах российской столицы поставило перед московским руководством вопрос, каким образом сделать так, чтобы разгрузить городские улицы, избавив тротуары и дворы от засилия личного автотранспорта, переместив его в специально построенные крытые сооружения. Другой целью, преследуемой столичными властями, было снижение себестоимости машиноместа в таких многоместных парковках. Решение этой проблемы руководство Москвы увидело в создании сети крытых многоэтажных паркингов (на два – восемь ярусов), способных вместить до пяти сотен автомобилей одновременно. Площадь одного машиноместа в таких паркингах должна была составлять от четырнадцати квадратных метров. Программа строительства подобных сооружений, получившая название «b», стартовала в 2005 году.

Планы столичного руководства и старт программы.

В рамках программы столичные власти предполагали возвести в течение нескольких лет во всех районах Москвы крытые парковки, общее количество машиномест в которых должно было составить более трехсот пятидесяти тысяч. При этом особенностью «Народного гаража» являлась фиксированная цена одного машиноместа, независимо от местонахождения такой парковки – триста пятьдесят тысяч рублей.
Открытие первой парковки состоялось осенью 2009 года. Первый «народный гараж» был сдан в эксплуатацию в районе Кожухово. В течение последующих трех лет в рамках программы было возведено триста тридцать паркингов. «Народный гараж» дал «приют» более чем тридцати тысячам автомобилей.

Участие граждан в программе.

Строительство паркингов в рамках программы «Народный гараж» проводилось на основании долевого участия граждан. Принять участие в программе имели право как жители столицы (в первую очередь – проживающие в районах, где проходило строительство), так и жители других регионов (в случае, если в паркинге оставались свободные места). После возведения паркинга машиноместа переходили в собственность граждан. При этом для приобретения места на стоянке можно было оформить договор ипотеки. Право собственности на машиноместа оформлялось в едином центре продаж.

Проблемы «Народного гаража».

С самого начала реализации программы строительство «народных гаражей» столкнулось с целым рядом проблем:

  • заявленная стоимость машиномест оказалась выше, чем стоимость многих новых автомобилей российского и зарубежного производства, тем более – подержанных. Поэтому вопрос финансирования строительства сразу же встал достаточно остро, особенно в окраинных районах столицы, население которых имело более низкий доход по сравнению с жителями центральной части Москвы;
  • возникли проблемы с выделением земли под паркинги. Помимо того, что для строительства «народных гаражей» не всегда удавалось подобрать подходящий участок, нередко жители окрестных домов выступали против возведения таких сооружений. В особенности, в местах, где сосредоточены индивидуальные гаражи, а также вблизи парковых зон, детских площадок и мест массового отдыха граждан;
  • проекты «народных гаражей» вызывали нарекания со стороны покупателей машиномест. Претензии возникали к площади, выделенной на один автомобиль, неудобной внутренней планировке, отсутствию мест для хранения автомобильной мелочевки и так далее.

Коррупционные скандалы.

Возведение «народных гаражей» сопровождалось обвинениями должностных лиц, занимающихся реализацией программы в коррупции и открытием нескольких уголовных дел. Так, в 2012 году обвинения в растрате целевых средств в сумме, превышающей девяносто миллионов рублей, были предъявлены чиновнику столичного правительства Александру Левченко, а также руководителю подрядной организации Константину Королевскому, еще один фигурант дела – Олег Власенко – подался в бега. Год спустя к делу были приобщены материалы в отношении Владимира Шапошникова, ранее занимавшего должность главы ГУП «Управление гаражного строительства». Сумма ущерба, выявленного в ходе проведения следственных действий, на этот раз составила сто тридцать миллионов.

Конец «Народного гаража».

Решение о закрытии программы было принято столичными властями в начале 2014 года. Вместо этого руководством города предполагалось создать сеть паркингов, которые единым комплексом были бы переданы в собственность инвесторов. В свою очередь собственники паркингов сдавали бы машиноместа в аренду автовладельцам. Новая программа получила название «Инвестиционный гараж». Общее количество комплексов должно было превысить две сотни. Проектная стоимость создания одного машиноместа в таких паркингах превысила полмиллиона рублей. При этом по мнению представителей общества автовладельцев, столкнувшийся с теми же проблемами, что и его предшественник, проект «Инвестиционный гараж» также обречен на неудачу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *